Главная » Статьи » Устойчивый ландшафтный дизайн |
24 Января 2015 года. Привожу свой перевод статьи с сайта https://gardendesigncompany.wordpress.com/2011/08/23/a-short-history-of-natural-gardens/ Недавно мне позвонила клиентка, предложив посетить ее дом, чтобы спроектировать природный сад. Я счастлив работать в бесконечном диапазоне стилей сада, но первое, что нужно выяснить, когда кто-то делает такой запрос - является то, что они имеют в виду, когда используют такие термины: средиземноморский, японский, официальный, барокко, английский - это настоящее минное поле для неосторожных дизайнеров. Клиентка предложила показать мне примеры того, что она имела в виду и интересная дискуссия завязалась. И тогда-то, появилась эта моя статья.. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ естественных садов В 1597 году Фрэнсис Бэкон написал эссе под названием "О садах". Из определения садов в этом эссе становится ясно, что сад - бегство от природы (эскопизм), и сад нуждается в контроля человека. Эссе начинается такими словами: "Всемогущий Бог первым насадил сад. И действительно, это самое чистое из всех человеческих наслаждений". Неукротимую природу еще можно было рассматривать как угрозу для человека в то время, но теперь в XXI веке, мы все прекрасно понимаем, что верно обратное... 1. Прим. переводчика. Также Бэкон, в том же эссе, писал: "Что касается вересковой пустоши, которая является третьей частью нашего участка, то я хотел бы, чтобы она, насколько возможно, напоминала не тронутый человеком уголок природы. Я бы вообще не имел там деревьев, а только заросли кустарника -- шиповника и жимолости -- и среди них какие-либо дикие ползучие растения; а земля была бы засажена фиалками, клубникой и примулой, ибо они испускают приятный запах и хорошо растут в тени. И они должны быть посажены беспорядочно, разбросаны там и тут по всей пустоши. Мне нравится также, когда небольшие кочки, похожие на кротовины (какие встречаются в диких лугах), засеваются разнообразными цветами: диким тимьяном, гвоздиками, дубровкой, цветы которой приятны для глаза, барвинком, фиалками, клубникой; другие -- баранчиком, маргаритками, красными розами, ландышами, красными турецкими гвоздиками, медвежьей лапой или какими-либо иными низкорослыми цветами, которые должны приятно пахнуть и быть красивыми. У части этих кочек по верху должны быть посажены правильные ряды маленьких кустов. Типичными растениями должны быть здесь розы, можжевельник, остролист, барбарис (разбросанный там и тут из-за запаха его цветов), красная смородина, крыжовник, розмарин, лавр, шиповник и тому подобное. Но эти кусты должны всегда подрезаться, чтобы они не вырастали за пределы своих рядов". Природные сады ни в коем случае нельзя назвать "новинкой". На самом деле, первые даосские сады китайцев были созданы средствами, позволяющими человеку жить спокойно, наблюдая за внешними событиями и в гармонии с природой. Записи из восьмого века могут объяснить философию и методы садовых решений в мельчайших подробностях. Китайский стиль (Chinese style - Chelsea Flower Show 2008) Истоки современных движений в сторону естественных садов можно проследить уже в конце девятнадцатого века. В это время в Великобритании в садовом ландшафте доминировали формальные проекты, вдохновленные итальянскими, французскими и голландскими ландшафтами. Контрастом к этим садам, возникали новые, поддерживающие естественный садовый дизайн. Это движение можно считать реакцией на очень структурированные формы садов-иностранцев. Около 1850-х годов некоторые дизайнеры бросили вызов использованию декоративных растений - призывая к использованию более выносливых, более постоянных растений. Книга Уильяма Робинсона "Wild Garden" была опубликован в 1870 году и ознаменовала начало современного естественного движения в саду. 2. Прим. переводчика. Прочитать эту книгу можно здесь https://archive.org/details/cu31924002827156 Многие бы могли увидеть в Робинсоне дедушку природного сада и в его дикий сад привнесли неровные кромки (в саду, созданном в большом ландшафте) в садовой картинке: луг, кромки воды, в лесу кромки и отверстия. Другой пионер природного дизайна сада - Йенс Йенсен. Родился в Дании в 1860 г., он иммигрировал в США в 1884 году. В партнерстве с Фрэнком Ллойдом Райтом, архитектором, он разработал "Prairie Style" (стиль прерий), в котором использовали растительный материал коренных народов. Йенсен посадил полевые цветы на углу Юнион-Парк, Чикаго, создавая то, что стало первым американским садом - в 1888 году. 3. Прим. переводчика. Это как раз тема моих собственных исследований. Тоько, если американы использовали в цветниках природного стиля растительный материал, присущий американским прериям, в моем исследовании применяется посадочный материал, характерный средней полосе России, подзоне южной тайги. Хоть и красиво, но неестественно... Неместные и не дикие растения в "диком лугу".
Книги, посвященные натуральным садам. Важный вклад в естественном садовом движении, внесли следующие книги. Многие, так Робинсон выступают природные сады, и некоторыми важными изданиями на протяжении многих лет являются:
Во, Робинсон и Ланге (Waugh, Robinson and Lange) предположили, что экзотические растения, которые посажены согласно природным растительным ассоциациям (сообществам), могут быть включены в естественный сад. Другие, такие как Дженсен (Jensen), выступили против использования каких-либо иностранных растений в американском саду. Альвин Зайферт (Alwin Seifert), немецкий ландшафтный архитектор, а также настаивал на том, что никакие посторонние растения не следует использовать даже если это означало, что было всего несколько местных растений, чтобы выбрать из.
4. Прим. переводчика. В связи с этим, возможно, будет переведена статья "The Native Plant Enthusiasm: Ecological Panacea or Xenophobia?" http://arnoldia.arboretum.harvard.edu/pdf/articles/646.pdf
Теории, стоящие за движением "Дикий сад"
Природный стиль озеленения: Кобленц (Koblenz), 2011, садовый фестиваль Учитывая, что это движение набирает обороты в конце девятнадцатого века, было доказано, что это стало реакцией на быстрое изменение окружающей природной среды, последовавшего за промышленной революцией. Действительно, переход к природным садам состоялся в богатых, промышленно развитых странах Европы, США и Австралии. Другие теории предполагали последствия национализма и расизма, 5. Прим. переводчика. Видимо, отторжение жестких форм, характерных для механизированной машины государства - как королевской помпезности, так и помпезности Третьего рейха, - вызывают до сих пор немалое отторжение в Европе и Америке. Примером тому может служить крайне осторожное обращение с "готическими" шрифтами, которые использовались для нацисткой пропаганда, а теперь они весьма редко используются - только в рекламе пива. В Америке же, судя по архитектурным рассуждениям Дэна Крикшема (передача "Путешествия в мире архитектуры с Дэном Крикшемом", крайне осторожно относятся к регулярному стилю, отдельным людям напоминает времена рабовладельческого строя - и они расстраиваются, а также начинают протестовать. а третьи имеют негативную оценку архитектурной деятельности как профессии. 6. Прим. переводчика. Вероятно, имеется ввиду модернистская архитектура в целом. Кроме того, опустошение окружающей природной среды, вызванное инвазивными экзотическими растениями стали значительными во многих странах, в том числе и в уголке сельской Франции, где я сейчас живу.
История продолжается...
С 70-х годов XX века происходит возрождение идей, зародившихся конце XIX и начале ХХ века о природном садоводства, которое продолжается и в XXI веке. Мы стали свидетелями развития ‘Green Parties’ и ‘Eco-Warriors’ и различных других экологических групп во всем мире в последние десятилетия. Поскольку понимание экологических проблем выросло, многие пытались привнести природу обратно - в различных сферах повседневной жизни. Это желание воссоединиться с природой находит свое отражение и в работе некоторых современных садовых дизайнеров. Многие из классических текстов, упомянутых выше, были повторно опубликованные в течение этого периода. Еще одним важным событием стала публикация "Включить природу - выключить природу" голландца Ле Роя ((Natur einschalten-Natur ausschalten) ‘To Switch on Nature – To Switch off Nature’, L. G. Le Roy (1978), см. http://www.fbsr.it/media/2014/19articolo-woudstra-eng_1415_1394194409.pdf), прославляющая тех, кто борется с немецкой послевоенной политикой (sic! см. прим. переводчика 5). Термин «природный» теперь часто считается синонимом 'экологический', сосредоточив внимание на новом поколении специалистов-практиков и мыслителей, связанных с перемещением нашего общества на более устойчивый путь. Во всем мире многие страны и народы поддержали "естественное растительное движение" (native plant movements), где использование туземных растений в конструкции сада было конечной целью; данные о создании таких движений было отмечены, в меньшей степени, в Европе, но она быстро набирает обороты. Дискуссия всегда была окрашена отсутствием ясности в том, что на самом деле делает растение "родным" и что есть "природа". С самого начала, Уильям Робинсон (William Robinson) и его современник, английский архитектор Реджинальд Бломфилд (1856-1942) (Reginald Blomfield), подробно обсуждал эту тему и этим обсуждением мы обязательно продолжим следующую статью. Источник: https://gardendesigncompany.wordpress.com/2011/08/23/a-short-history-of-natural-gardens/ Перевод: Волкова Татьяна. Спасибо за внимание. | |
Просмотров: 1235 | |
Всего комментариев: 0 | |