Главная » Статьи » Устойчивый ландшафтный дизайн

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ естественных садов (переводная статья)

24 Января 2015 года.

Привожу свой перевод статьи с сайта https://gardendesigncompany.wordpress.com/2011/08/23/a-short-history-of-natural-gardens/

Недавно мне позвонила клиентка, предложив посетить ее дом, чтобы спроектировать природный сад. Я счастлив работать в бесконечном диапазоне стилей сада, но первое, что нужно выяснить, когда кто-то делает такой запрос - является то, что они имеют в виду, когда используют такие термины: средиземноморский, японский, официальный, барокко, английский - это настоящее минное поле для неосторожных дизайнеров.

Клиентка предложила показать мне примеры того, что она имела в виду и интересная дискуссия завязалась.

И тогда-то, появилась эта моя статья..

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ естественных садов

В 1597 году Фрэнсис Бэкон написал эссе под названием "О садах". Из определения садов в этом эссе становится ясно, что сад - бегство от природы (эскопизм), и сад нуждается в контроля человека. Эссе начинается такими словами: "Всемогущий Бог первым насадил сад. И действительно, это самое чистое из всех человеческих наслаждений". Неукротимую природу еще можно было рассматривать как угрозу для человека в то время, но теперь в XXI веке, мы все прекрасно понимаем, что верно обратное...

1. Прим. переводчика. Также Бэкон, в том же эссе, писал: "Что касается вересковой пустоши, которая является третьей частью нашего участка, то я хотел бы, чтобы она, насколько возможно, напоминала не тронутый человеком уголок природы. Я бы вообще не имел там деревьев, а только заросли кустарника -- шиповника и жимолости -- и среди них какие-либо дикие ползучие растения; а земля была бы засажена фиалками, клубникой и примулой, ибо они испускают приятный запах и хорошо растут в тени. И они должны быть посажены беспорядочно, разбросаны там и тут по всей пустоши. Мне нравится также, когда небольшие кочки, похожие на кротовины (какие встречаются в диких лугах), засеваются разнообразными цветами: диким тимьяном, гвоздиками, дубровкой, цветы которой приятны для глаза, барвинком, фиалками, клубникой; другие -- баранчиком, маргаритками, красными розами, ландышами, красными турецкими гвоздиками, медвежьей лапой или какими-либо иными низкорослыми цветами, которые должны приятно пахнуть и быть красивыми. У части этих кочек по верху должны быть посажены правильные ряды маленьких кустов.

Типичными растениями должны быть здесь розы, можжевельник, остролист, барбарис (разбросанный там и тут из-за запаха его цветов), красная смородина, крыжовник, розмарин, лавр, шиповник и тому подобное. Но эти кусты должны всегда подрезаться, чтобы они не вырастали за пределы своих рядов".

Природные сады ни в коем случае нельзя назвать "новинкой". На самом деле, первые даосские сады китайцев были созданы средствами, позволяющими человеку жить спокойно, наблюдая за внешними событиями и в гармонии с природой. Записи из восьмого века могут объяснить философию и методы садовых решений в мельчайших подробностях.

Китайский стиль (Chinese style - Chelsea Flower Show 2008)

Истоки современных движений в сторону естественных садов можно проследить уже в конце девятнадцатого века.

В это время в Великобритании в садовом ландшафте доминировали формальные проекты, вдохновленные итальянскими, французскими и голландскими ландшафтами. Контрастом к этим садам, возникали новые, поддерживающие естественный садовый дизайн. Это движение можно считать реакцией на очень структурированные формы садов-иностранцев. Около 1850-х годов некоторые дизайнеры бросили вызов использованию декоративных растений - призывая к использованию более выносливых, более постоянных растений. Книга Уильяма Робинсона "Wild Garden" была опубликован в 1870 году и ознаменовала начало современного естественного движения в саду.

2. Прим. переводчика. Прочитать эту книгу можно здесь https://archive.org/details/cu31924002827156

Многие бы могли увидеть в Робинсоне дедушку природного сада и в его дикий сад привнесли неровные кромки (в саду, созданном в большом ландшафте) в садовой картинке: луг, кромки воды, в лесу кромки и отверстия.

Другой пионер природного дизайна сада - Йенс Йенсен. Родился в Дании в 1860 г., он иммигрировал в США в 1884 году. В партнерстве с Фрэнком Ллойдом Райтом, архитектором, он разработал "Prairie Style" (стиль прерий), в котором использовали растительный материал коренных народов. Йенсен посадил полевые цветы на углу Юнион-Парк, Чикаго, создавая то, что стало первым американским садом - в 1888 году.

3. Прим. переводчика. Это как раз тема моих собственных исследований. Тоько, если американы использовали в цветниках природного стиля растительный материал, присущий американским прериям, в моем исследовании применяется посадочный материал, характерный средней полосе России, подзоне южной тайги.

Хоть и красиво, но неестественно... Неместные и не дикие растения в "диком лугу".

 

Книги, посвященные натуральным садам.

Важный вклад в естественном садовом движении, внесли следующие книги.

Многие, так Робинсон выступают природные сады, и некоторыми важными изданиями на протяжении многих лет являются:

Во, Робинсон и Ланге (Waugh, Robinson and Lange) предположили, что экзотические растения, которые посажены согласно природным растительным ассоциациям (сообществам), могут быть включены в естественный сад. Другие, такие как Дженсен (Jensen), выступили против использования каких-либо иностранных растений в американском саду. Альвин Зайферт (Alwin Seifert), немецкий ландшафтный архитектор, а также настаивал на том, что никакие посторонние растения не следует использовать даже если это означало, что было всего несколько местных растений, чтобы выбрать из.

 

4. Прим. переводчика. В связи с этим, возможно, будет переведена статья "The Native Plant Enthusiasm: Ecological Panacea or Xenophobia?" http://arnoldia.arboretum.harvard.edu/pdf/articles/646.pdf

 

Теории, стоящие за движением "Дикий сад"

 

Природный стиль озеленения: Кобленц (Koblenz), 2011, садовый фестиваль

Учитывая, что это движение набирает обороты в конце девятнадцатого века, было доказано, что это стало реакцией на быстрое изменение окружающей природной среды, последовавшего за промышленной революцией. Действительно, переход к природным садам состоялся в богатых, промышленно развитых странах Европы, США и Австралии.

Другие теории предполагали последствия национализма и расизма,

5. Прим. переводчика. Видимо, отторжение жестких форм, характерных для механизированной машины государства - как королевской помпезности, так и помпезности Третьего рейха, - вызывают до сих пор немалое отторжение в Европе и Америке. Примером тому может служить крайне осторожное обращение с "готическими" шрифтами, которые использовались для нацисткой пропаганда, а теперь они весьма редко используются - только в рекламе пива. В Америке же, судя по архитектурным рассуждениям Дэна Крикшема (передача "Путешествия в мире архитектуры с Дэном Крикшемом", крайне осторожно относятся к регулярному стилю, отдельным людям напоминает времена рабовладельческого строя - и они расстраиваются, а также начинают протестовать.

а третьи имеют негативную оценку архитектурной деятельности как профессии.

6. Прим. переводчика. Вероятно, имеется ввиду модернистская архитектура в целом.

Кроме того, опустошение окружающей природной среды, вызванное инвазивными экзотическими растениями стали значительными во многих странах, в том числе и в уголке сельской Франции, где я сейчас живу.

 

История продолжается...


Естественное озеленение в английском Даунленд саду

С 70-х годов XX века происходит возрождение идей, зародившихся конце XIX и начале ХХ века о природном садоводства, которое продолжается и в XXI веке. Мы стали свидетелями развития ‘Green Parties’ и ‘Eco-Warriors’ и различных других экологических групп во всем мире в последние десятилетия. Поскольку понимание экологических проблем выросло, многие пытались привнести природу обратно - в различных сферах повседневной жизни. Это желание воссоединиться с природой находит свое отражение и в работе некоторых современных садовых дизайнеров.

Многие из классических текстов, упомянутых выше, были повторно опубликованные в течение этого периода. Еще одним важным событием стала публикация "Включить природу - выключить природу" голландца Ле Роя ((Natur einschalten-Natur ausschalten) To Switch on Nature – To Switch off Nature’,  L. G. Le Roy (1978), см. http://www.fbsr.it/media/2014/19articolo-woudstra-eng_1415_1394194409.pdf), прославляющая тех, кто борется с немецкой послевоенной политикой (sic! см. прим. переводчика 5).

Термин «природный» теперь часто считается синонимом 'экологический', сосредоточив внимание на новом поколении специалистов-практиков и мыслителей, связанных с перемещением нашего общества на более устойчивый путь.

Во всем мире многие страны и народы поддержали "естественное растительное движение"  (native plant movements), где использование туземных растений в конструкции сада было конечной целью; данные о создании таких движений было отмечены, в меньшей степени, в Европе, но она быстро набирает обороты.

Дискуссия всегда была окрашена отсутствием ясности в том, что на самом деле делает растение "родным" и что есть "природа". С самого начала, Уильям Робинсон (William Robinson) и его современник, английский архитектор Реджинальд Бломфилд (1856-1942) (Reginald Blomfield), подробно обсуждал эту тему и этим обсуждением мы обязательно продолжим следующую статью.

Источник: https://gardendesigncompany.wordpress.com/2011/08/23/a-short-history-of-natural-gardens/

Перевод: Волкова Татьяна.

Спасибо за внимание.

Категория: Устойчивый ландшафтный дизайн | Добавил: defaultNick (24.01.2015)
Просмотров: 1235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar